Есть вопрос?
Юридическое обслуживание проектов
в сфере информационных технологий

Защита незарегистрированных обозначений

Спор по защите прав на незарегистрированное обозначение

Не все предприниматели регистрируют свои торговые марки. Чем это может обернуться? Подлежит ли защите незарегистрированное обозначение?

Суд по интеллектуальным правам рассмотрел дело № А41-75281/2016 по иску общества, зарегистрировавшего товарный знак «TILOZINOCAR» в отношении лекарственных средств, к компании, которая длительное время (задолго до регистрации товарного знака) использовала незарегистрированное обозначение «ТИЛОЗИНОКАР» в отношении аналогичных товаров.

Правообладатель товарного знака потребовал обязать компанию уничтожить контрафактные товары (этикетки, упаковки и пр.), на которых размещен его товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначения, а также выплатить ему компенсацию в размере 500 тыс.руб.

Однако суд встал на сторону компании, посчитав что правообладатель товарного знака злоупотребил своим правом, в связи с чем, отказал последнему в защите.

Незарегистрированное обозначение также может быть защищено его владельцем, в частности путем обращения (1) в антимонопольные органы (ФАС) на основании положений Закона о защите конкуренции, (2) а также посредством обращения в Роспатент с возражением против предоставления правовой охраны товарному знаку как способному ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя.

Однако для этого необходимо выполнение некоторых условий: длительность использования обозначения, его известность среди потребителей, вызывающая ассоциации с конкретным изготовителем и его товаром.

Тем не менее, следует признать, что отсутствие регистрации в качестве товарного знака лишает его владельца ряда существенных преимуществ, таких как возможность заявления требований о нарушении исключительных прав, о незаконном использовании товарного знака и пр.

Готовое решение для вашего бизнеса
Оформление прав на торговую марку в России и за рубежом

Основные выводы из Постановления СИП от 15.02.2018 г. по делу № А41-75281/2016:

1. Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных им, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения (п.3 ст.1484 ГК РФ).

Правообладатель товарного знака в соответствии с нормами статей 1252 и 1515 ГК РФ вправе требовать, в том числе изъятия из оборота и уничтожения контрафактных товаров, а также взыскания с правонарушителя компенсации за незаконное использование товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения.

2. В силу п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускается недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). В случае злоупотребления правом, суд с учетом характера и последствий злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом (п. 2 ст. 10 ГК РФ).

3. Одним из обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведении лица, зарегистрировавшего товарный знак, может быть то, что это лицо знало или должно было знать о том, что третьи лица на момент подачи заявки на регистрацию обозначения в качестве товарного знака законно использовали данное обозначение для индивидуализации своих товаров и услуг без регистрации в качестве товарного знака, а также то, что такое обозначение приобрело известность среди потребителей.

4. При этом сам по себе факт известности обозначения до даты создания Истца и регистрации им товарного знака не свидетельствует о недобросовестности. Так, например, на момент регистрации спорного знака среди потребителей уже могут исчезнуть ассоциативные связи с иными хозяйствующими субъектами в результате длительного неиспользования спорного обозначения иными производителями аналогичных товаров.

Однако принимая во внимание факт производства аналогичных товаров иными производителями под спорным обозначением в более ранний период времени и вплоть до момента регистрации товарного знака правообладателем, а также факт сохранения конкурентных отношений именно с этими лицами и недобросовестность цели приобретения права на товарный знак в совокупности могут свидетельствовать о злоупотреблении правом и/или недобросовестной конкуренции со стороны такого правообладателя.

5. Независимо от самостоятельности усилий по разработке спорного товарного знака право Истца на товарный знак может нарушать права иных лиц, начавших использование обозначения ранее Истца, создавая тем самым у потребителей неоправданные представления об ассоциативной связи между разными производителями.

Хозяйствующий субъект, претендующего на правовую охрану конкретного обозначения в качестве товарного знака, должен принять исчерпывающие меры по предотвращению регистрации в качестве товарного знака обозначения, при использовании которого маркируемый этим обозначением товар воспринимается потребителями как товар иного производителя (в том числе путем смешения его обозначения со средствами индивидуализации иных лиц).

Заинтересовала услуга?Не нашли ответа?
Узнать ценуЗадать вопрос

Товарный знак

Оценка:
Реальные кейсыГорячие новостиСтатьи по темеОтветыДля разработчиковДля дистрибьюторовДля интернет-сервисовДля веб-студийДля стартаповБаза документовРегистрация товарного знакаРегистрация программ для ЭВМСоставление договоровЮридические консультацииАбонентское обслуживаниеО проектеКонтактыКарта сайта
© ИП Селиванов В.В., 2006–2018 Правовая информация