Буквенное сочетание как товарный знак
Спор по получению охраны на буквенное сочетание
Предприниматели регистрируют самые разные обозначения в качестве товарных знаков. Однако не все элементы таких обозначений подлежат охране, среди них встречаются и такие, которые потребителями не запоминаются и не позволяют идентифицировать товары и услуги, в виду отсутствия у таких обозначений отличительных признаков.
К таким обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся в частности отдельные буквы, цифры, не имеющие особого графического исполнения; сочетания букв, не образующие слова; линии; простые геометрические фигуры, а также их сочетания, не образующие композиций, дающих качественно иной уровень восприятия.
Такие элементы могут быть включены в товарный знак в качестве неохраняемых, если не занимают в нем доминирующее положение. Таким образом, в отношении данных элементов у правообладателя знака не возникает особых прав, и он не вправе запрещать их использование иным лицам.
Однако в законе имеется «лазейка» – такое обозначение может получить охрану в случае, если в результате его (длительного и интенсивного) использования приобрело различительную способность. Но приобретенную различительную способность необходимо еще доказать, причем в отношении конкретных товаров и услуг, указанных в заявке, что достаточно сложно.
Примером такой ситуации является дело № СИП-454/2018, в котором ПАО «Газпром нефть» пыталось отстоять право на признание небуквенного сочетания «ГПН», входящего в заявленное комбинированное обозначение, охраноспособным. Однако суд встал на сторону Роспатента, посчитав, что данная аббревиатура не может считаться словом и компании не удалось доказать «приобретенную» различительную способность элемента «ГПН».
Таким образом, до подачи заявки необходимо оценить обозначение на наличие неохраноспособных элементов. И в том случае, если вы все же хотите получить исключительное право на такой элемент, необходимо собрать доказательства приобретения им различительной способности, свидетельствующие об узнаваемости обозначения потребителями для заявленных товаров и услуг.
Ключевые выводы из Решения СИП от 02.11.2018 г. по делу N СИП-454/2018:
1. Согласно п. 34 Правил составления, подачи и рассмотрения документов на регистрацию товарных знаков к обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся простые геометрические фигуры, линии, числа; отдельные буквы и сочетания букв, не обладающие словесным характером или не воспринимаемые как слово.
2. В соответствии с п. 1 с. 1483 ГК РФ не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью.
Указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения. Положения пункта 1 не применяются в отношении обозначений, которые приобрели различительную способность в результате их использования.
3. В соответствии с п. 35 Правил для доказательства приобретенной различительной способности могут быть представлены содержащиеся в соответствующих документах фактические сведения: о длительности, интенсивности использования обозначения, территории и объемах реализации товаров, маркированных заявленным обозначением, о затратах на рекламу, со длительности и интенсивности, о степени информированности потребителей о заявленном обозначении и изготовителе товаров, включая результаты социологических опросов; сведения о публикациях в открытой печати информации о товарах, сопровождаемых заявленным обозначением, и иные сведения.
4. Заявленное обозначение является комбинированным, состоит из изобразительного элемента и сочетания согласных букв русского алфавита «ГПН». Отсутствие гласных букв (и как следствие – отсутствие слогов) в составе буквенного элемента, а также отсутствие самостоятельного значения не позволяют признать его словесным. Также элемент «ГПН» не имеет характерного графического исполнения.
Кроме того, с точки зрения русского языка слитное произношение трех подряд согласных букв «ГПН» как правило является затруднительным. В этой связи российские потребители не будут произносить «ГПН» слитно ввиду отсутствия в его составе гласной, а произносится исключительно «по буквам». Данное обстоятельство также указывает на то, что этот элемент не является словом.
5. В представленных заявителем материалах отсутствуют фактические данные о значительных объемах поставок и территории реализации товаров, а также сведения о затратах на рекламу и степени информированности потребителя о заявителе и его товарах, маркированных заявленным обозначением. Также как отсутствуют доказательства использования элемента «ГПН» при маркировки каких-либо заявленных товаров и услуг. Вследствие чего, нельзя говорить о приобретении указанным элементов различительной способности.
Таким образом, элемент «ГПН» не обладает различительной способностью и предоставление ему правовой охраны противоречит требованиям п. 1 ст. 1483 ГК РФ.
Заинтересовала услуга? | Не нашли ответа? |
Узнать цену | Задать вопрос |